Главная > Статьи по золочению

Как делать ассист на иконе. Инокопь.

Инокопь или ассист (хотя ассист это на самом деле само вещество на которое клеится инокопь) - техника разделки одежд святого с помощью сусального золота.

А́ссист (лат. assisto — стоять рядом, присутствовать) — в иконописи штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах, символизирующие присутствие Божественного света, заменяя пробела.

Традиционно ассистом расписываются прежде всего одежды Христа, когда он изображается во славе: например, на иконах ВоскресенияВознесенияПреображенияУспения Пресвятой Богородицы, иногда в деисусном чине (как у Царя Славы). Со второй половины XVI века в русской иконописи золотом могла расписываться любая одежда святых. 

Wikipedia

С древности самыми стойкими способами приклеивания ассиста на Руси показали себя вывареное пивное сусло и высушеный чесночный сок. Греки, например, делали ассист еще и на сусло из гранатовых корок, что, кстати, популярно сейчас в Троице-Сергиевой Лавре.

Способ положения ассиста, например на пивное сусло. Традиционный.

Припорошить одежды святого мелом, лишнее аккуратно сдуть. Капнуть на крышечку от банки пару капель воды, взять тонкую кисть, смочить ее водой и набрать немного сусла. Сусло должно быть практически твердым, как карамель, а не как мед. Тогда золото на ассист ляжет очень чисто и практически не будет сдираться (даже подкорректировать будет сложновато). Сусло необходимо развести до нужной консистенции в зависимости от покрываемого элемента (нужно покрыть большое пространство или наоборот, тянуть тонкую линию).  Кроме того, такое сусло хорошо тянется, края ассиста не рваные, как это часто бывает у некоторых иконописцев, использующих сусло выпаренное только до консистенции меда. Да, это значительно увеличивает срок изготовления сусла (мы например готовим сусло около месяца), зато и результат будет совершенно иным. 

После того как сусло нанесли, ему необходимо высохнуть около 15 минут. После чего на горячее дыхание кладем кусочек золота и прижимаем. Особенно удобно это делать способом который показываем мы на наших уроках по золочению - на газетку. Когда заложили всю необходимую поверхность, аккуратно беличей кисточкой прижимаем и потихоньку очищаем лишнее золото. Остатки золота не выкидываем! Во-первых, в том месте где золото на сусло не приклеилось с первого раза, на горячее дыхание мы легко можем положить его в недостающее место и опять прижать. Во-вторых - мы можем использовать его для производства творенки (твореного золота), которое традиционно используется не для ассиста (!), а для золотопробельного письма (когда пробела на одежде прописываются не белилами, а твореным золотом, а потом еще и полируется агатовым зубком). Подробнее о твореном золоте можно прочитать в другой нашей статье по ссылке.

Как приготовить сусло - сначала мы берем натуральное пиво высокой плотности, обычно, но не всегда, чем дороже тем лучше =) На медленном огне долго вывариваем его, обычно около 12-18 часов, так чтоб оно не кипело. Желательно это делать на даче, так как запах горячего пива не для слабонервных, либо с хорошо работающей вытяжкой. После чего, когда пиво достигнет консистенции меда перелить его в баночку и сушить до консистенции твердой карамели. У нас обычно на это уходит около месяца. Мы готовим пивное сусло сразу большой партией, поэтому если нет желания варить сусло самостоятельно или нет времени ждать, вы можете приобрести его у нас. Баночка содержит 12-15 гр, этого хватает на очень долгое время, на год, наверное, интенсивной работы. Хранить его желательно с неплотно закрытой крышкой, чтоб сусло высыхало все больше, но пыль не попадала.

Альтернативные варианты нанесения инокопи (ассиста).

Хочу оговориться, что каждый из этих способов имеет ряд недостатков, порой очень существенных. Мы рекомендуем обратиться к традиционному способу на сусло или чесночный сок.

Вариант первый, самый из них приемлемый. Это написание ассиста с помощью твореного золота.

Оно представляет из себя краску из натурального золота, которую наносят тонкой кистью. Традиционно творенка используется для написания золотой парчи на одеждах некоторых святых и золотопробельного письма (о чем мы писали выше в этой статье). Инокопь (ассист) же предполагает нанесение золота листовым методом, а не как краской (выглядит это в итоге совершенно иначе). Кроме того, лучи у инокопи соединены обычно вместе и тянутся, растягиваются от места соединения. Добиться такого эффекта легко с помощью сусла, и намного сложнее- твореным золотом. Некоторые мастера раньше писали инокопь творенкой, но классикой это не стало. Сейчас же, грубо говоря, творенку используют вместо инокопи часто тогда, когда не умеют (а скорее боятся) пользоваться суслом, хотя как видно из этой статьи, это совершенно не сложно. С другой стороны, такая имитация инокопи не отвалится со временем, ее можно даже наполировать. Но эффект совершенно иной.

Вариант второй - использование "молочка" Doratura  - спиртового или на водной основе акрилового клея для золота.

 Преимущества работы с ним - легко купить в художественном магазине, легко наносить состав на икону. Минусы использования этого состава в качестве ассиста - любой художественный состав на основе акрила имеет срок "жизни" не более 25 лет. Именно по этому мы не используем в своей работе акриловые грунты, левкасы, о чем подробно описали в этой статье, как выбрать левкас. Так же из-за состава, такой ассист легко снимается с поверхности, как жевательная резинка.

Кроме того, ассист на такое "молочко" получается крайне мутным.

К сожалению многие выбирают этот состав для работы сейчас, не учитывая, что будет с этой иконой через несколько десятилетий, не говоря уже веков. Скорее всего, происходит это из-за того, что достать готовое к использованию пивное сусло для ассиста сложно, а варить самостоятельно - трудозатратно. Мы пытаемся решить эту проблему и принести в массы преимущество золочения на пивное сусло, как это делали иконописцы древности. Вы можете купить его у нас, либо изготовив самостоятельно по инструкции указанной выше. 

Вариант третий - катастрофический. На одном из мастер-классов ученица рассказала, как обучают ассисту у них в иконописной мастерской. Вначале золотят всю доску, после чего пишут поверх золота икону и ВЫСКРЕБАЮТ ПИГМЕНТЫ до золота в местах где должен быть ассист, таким образом у них получается инокопь. Это очень сильное нарушение иконописного процесса! Писать по золоту категорически нельзя! Этому мы посвятили отдельную статью, будем надеяться чем больше учеников иконописцев прочитают эти статьи, тем больше сохранится икон, написанных ими.

 

Мы разрешаем копировать материалы данной статьи на любом ресурсе, однако просим всегда сохранять указание на изначальный источник публикации - //agat-zub.ru/stati-po-zolocheniyu/kak-delat-asist-na-ikone