Часто у начинающих позолотчиков появляется целая куча ошибок в процессе золочения на полимент. Это абсолютно нормальная ситуация, так как золочение по большому счету, это не сколько творчество, а больше ремесло. Невозможно быть талантливым позолотчиком с рождения, какими иногда бывают иконописцы, художники. Идеальная позолота – это результат долгого и упорного труда, но упорный труд в данном случае это не повторение ошибок из раза в раз, а их анализ и исправление.
В золочении на полимент есть большое количество мелких, но очень важных моментов, поэтому мы не рекомендуем изучать этот вид золочения полностью самостоятельно либо дистанционно. Лучше, чтоб плохой мастер позолотчик показал вам как золотить на полимент находясь с вами в одной аудитории, чем самый лучший мастер будет рассказывать вам об этом с экрана на видео. Подробнее о нашей позиции по дистанционному обучению позолоте можно прочитать в этой статье.
А вот для тех, кто уже прошел обучение и хочет проанализировать свои ошибки, мы готовы дать некоторые советы.
- Стыки при золочении между золотыми листами. Причин может быть, на самом деле, очень много. Однако основные вот:
- Неправильно подобрана пропорция клея в полименте к клею в вашем левкасе, клея очень много. Подробнее об этом можно прочитать в этой статье
- Вы используете слишком толстое золото. Для иконописных досок мы рекомендуем использовать золото 1,25 либо 1,4 (подробнее о том какое золото выбрать можно прочитать тут). Максимальная толщина для бесстыкового золочения 1,6.
- Пункты 3 и 4 мы рассматриваем в практике на мастер-классах по золочению, как говорилось выше - не все нюансы можно показать дистанционно.
-
- Мутное золото – беда многих людей, которые взялись за самостоятельное изучение полиментной позолоты, либо обучались у не слишком любящего делиться секретами мастера. Мы секретов не держим при себе – мутное золото – это проблемы с клеем. Либо слишком много клея в полименте и левкасе, либо клей плохой степени очистки (подробнее о выборе клея для золочения можно прочитать тут).
- Золото рвется в местах прорези орнамента цировкой (графьей). Это происходит в том числе из-за того, что края левкаса при работе с острой цировкой (а такую почему-то использует большинство иконописцев, подробнее о выборе цировки можно прочитать в этой статье) тоже остаются острыми. Не редкость, когда золото рвется в местах прорези орнамента, а в местах гладкой позолоты ложится нормально. Приходится забивать места этой рукотворной дырки золотом в 2, 3, а то и 4 слоя, что, мягко говоря, не рационально. Желательно использовать тупую цировку (графью) в 80% работ.
-
- Царапины или полосы на золоте. Проблема тут кроется не на поверхности, а на самом дне – плохо подготовленном левкасе, либо неправильно наложенном полименте. Сверху по золоту это не исправить никак. На мастер-классах мы показываем как правильно подготовить левкас и главное - как его потом проверить до этапа нанесения золота, когда собственно уже поздно.
- Золото ложится с дырками. Здесь все зависит от способа положения золота. Когда кладут золото с помощью лампемзеля, мы его не контролируем. Заливаем водкой, кидаем золото и ждем. Тут особенно никак не поможешь. Можно лишь посоветовать обратить внимание на количество клея в полименте, возможно его маловато. Но не факт. Однако, при работе без использования лампемзеля, а с помощью дореволюционного способа золочения «на газету», которому обучаем мы на мастер-классах, мы полностью контролируем золото. Поэтому, если золото у вас даже по нашему способу кладется с дырочками, тут есть 3 основные причины
- Попала пыль под золотой лист. Пыль – наш враг №1 при золочении. Тут все просто – максимально убираем пыль из помещения (можно использовать увлажнитель воздуха), регулярно протираем рабочий стол, одеваем одежду без ворса и следим, чтоб при нанесении водки пыль не попала с кисти на поверхность полимента.
- Малое количество клея. Клей мешает нашей полировке, поэтому мы стараемся положить его как можно меньше. (Подробнее об этом можно прочитать в этой статье). Однако слишком малое количество клея тоже нам не помогает – золото банально не может приклеиться.
- Плохо прижимаем золото. Этот момент мы рассматриваем в практике на мастер-классах по золочению, как говорилось выше - не все нюансы можно показать дистанционно.
- Дырявое золото. Как бы хорошо мы не золотили, позолотить в один слой изначально плохим золотом не получится (а как сделать в 1 слой и сэкономить деньги? Можно узнать в этой статье). Поэтому покупая дешевое дырявое золото, вы сразу же переплачиваете вдвое. Стоит оно того? О том какое золото рекомендуем мы, можно прочитать в этой статье.
- Золото плохо полируется и сдирается агатовым зубком. Причин может быть несколько:
- Полимент пересох, прошло слишком много времени с момента нанесения полимента. Мы рекомендуем золотить на следующий день, максимум – в течении недели. А вот заделывать дырочки и полировать, при использовании рекомендуемого нами клея, можно аж в течении целого года, при правильном использовании технологии.
- Плохое золото. Некоторые производители либо продавцы золота пытаются продать плохое и низкокаратное золото по обычной для хорошего золота цене. Стоит быть внимательным и покупать у проверенного производителя. О том, как выбрать золото – здесь.
- Излишне сильное нажатие на зубок. При свежем полименте агатовый зубок не будет сдирать золото, даже если вы надавите излишне сильно. Он оставит некрасивые штрихи, но золото промнется и не порвется. А вот, когда полимент пересох, либо использовался низкоочищенный и непластичный клей для золочения (о том какой клей выбрать можно прочитать тут), то золото можно содрать. Как правильно держать агатовый зубок в руке (каким хватом) и с какой силой надавливать мы показываем на наших уроках по золочению.
- Под зубок попала грязь, пыль, песчинка. Как уже говорилось выше пыль – наш враг №1.
- Агатовый зубок плохо отполирован. На самом деле, агатовые зубки, изготавливаемые нами мы действительно тщательно проверяем перед выпуском партии и второй раз перед продажей. Однако, действительно, даже при такой проверке можно что-то пропустить, как говорится человечески фактор. Если вы приобрели вдруг такой зубок у нас, мы его с радостью и извинениями заменим без вопросов. Иногда, это бывает от каких-то природных лишних фракций в агате, тут его не переделать. Опять же, если зубок наш - поменяем без проблем. Иногда – в процессе изготовления попадает капелька клея, тогда очистить его можно в течении 5 секунд, и он станет идеальным. Однако, в подавляющем большинстве, скажем так 99% случаев проблема бывает не в зубке, а в несоблюдении вышеперечисленных условий, либо неправильном хвате зубка и использовании не предназначенных для полировки граней.
- Пункты 6, 7 и 8 мы рассматриваем в практике на мастер-классах по золочению, как говорилось выше - не все нюансы можно показать дистанционно.
- .
- .
Список ошибок можно пополнять бесконечно, и скорее всего эту статью мы еще будем дополнять со временем. А вот если вы хотите научиться золотить без этих ошибок, узнать и предотвратить многие другие, а если уже сделали – узнать, как их исправить – рекомендуем записаться на наши мастер-классы по золочению. Мы учим всему, что знаем, не скрывая ничего «только для своих». Так же на уроке вы сможете протестировать различные инструменты для золочения нашего изготовления и материалы, и при необходимости приобрести их. Ну а узнать о том, как золотить в один слой золота и сэкономить кучу денег и времени – это вообще бесценно. Прочитать о программе проведения мастер-классов по золочению вы можете здесь, а записаться можно по телефону +7(977) 724-88-32 либо написав нам в ВКонтакте, либо другим удобным вам способом.
Мы разрешаем копировать материалы данной статьи на любом ресурсе, однако просим всегда сохранять указание на изначальный источник публикации - //agat-zub.ru/stati-po-zolocheniyu/oshibki-v-zolochenii