Мастер-классы   +7 (977) 724-88-32  Наталья Пустыльник            https://agatzub.ru/          

      Инструменты  +7 (977) 724-88-32  Михаил Пустыльник                 Доставка почтой России

 agatzub@gmail.com                                                                                                  До 1 кг         350р

Мы в Контакте

Мы в Facebook

Мастер-классы (в Контакте)

Написать в WhatsApp

Как чеканить икону

Как правильно чеканить икону? Как сделать чеканку по золоту аккуратной и ровной?

Нередко у позолотчиков новичков и даже людей с опытом бывает проблема с чеканкой. Уже научились хорошо и без стыков класть золото, даже в один слой (Как положить золото в один слой? Можно прочитать в этой статье), но с чеканкой не получается. Кто-то боится, кто-то не знает или забыл (если обучался у нас на мастер-классах по золочению) принципы чеканки. Поэтому для тех кто забыл - мы написали эту статью

Для начала поговорим про левкас. Для чеканки левкас должен быть достаточно пластичным, но не слишком мягким. О том какой должен быть левкас мы подробно описали в этой статье. Там же можно найти ссылку на рецепт изготовления левкаса, который используем мы сами для производства наших досок (посмотреть цены и при необходимости приобрести наши доски с отлично подходящим для золочения на полимент левкасом вы можете в нашем Каталоге по этой ссылке). 

Далее - золото должно быть так же достаточно пластичным, мы используем золото от компании Раритетъ, в нем (если брать желтое, а не другой оттенок) 96% золота, 3% серебра и 1% меди, то есть около 23,5 карат. Это золото идеально, по нашему мнению, подходит для полировки и чеканки из-за его пластичности. Подробнее о том, как выбирать сусальное золото можно прочитать в нашей статье

Следующее - сам принцип нанесения. В предыдущей большой статье мы описывали, что существует 2 вида инструмента для чеканки - собственно чеканы и пуансоны. В чем их отличие - читайте в этой статье. 

Поэтому исходя из знания информации из предыдущих статей, написанных нами специально для вас, мы поговорим про принцип нанесения чеканов и пуансонов.

Чеканы - как мы писали в большой обзорной статье, чеканы мы рекомендуем использовать только простых узоров, в идеале вообще только точки разных размеров. Почему? Ответ там.

Наносим чеканы с молотком, по заранее размеченным мелкими точечками местам. Для разметки мы используем пуансон точка №0. Вообще это простой, но очень универсальный инструмент, особенно если подойти к его использованию с фантазией. Чеканы желательно ставить под 90 градусов (строго перпендикулярно) по отношению к доске. Нежелательно делать чеканку, на пример по нимбу, когда он заходит на лузгу. Сделать это можно, но несколько опасно. 

Всего чеканов у нас 3 разных размера - №1 (2,3мм стержень) для икон примерно до 21*28см, №2 (4,7мм стержень) для икон от 21*28 до 40*50см и №3 (6,2мм стержень) для икон бóльших размеров, в том числе и храмовых. Разделение конечно достаточно условное, лучше подбирать размер исходя из размера\масштаба орнамента. Так же от силы удара молоточком (например таким) по чекану зависит размер получаемого оттиска. Если хотите отполировать то место, где будет чеканка, сначала стоит провести чеканку, а полировать агатовым зубком уже после чеканки. Вначале попробуйте ударить несильно, если размер углубления "жемчужинки" маловат, можно повторить удар в том же месте посильнее.

В целом пользоваться простыми чеканами - ничего сложного. Возможно по этому некоторые иконописцы боятся пользоваться пуансонами, делая только чеканку точками вокруг нимба.

Пуансоны наносятся несколько посложней. Хотя дело скорее не в сложности, а в том что так как это не просто точка, а сложно вырезанная поверхность, то и для продавливания ее нужно быть просто немного внимательнее, соблюдать некоторые правила. 

Для начала поговорим как держать пуансон. Они у нас имеют удобную эргономичную ручку "грибок" с вырезом для большого пальца. Кстати, если вы левша, мы можем вырезать некоторые пуансоны специально для вас на другую сторону, чтоб было удобнее держать. Итак, хват пуансона - беремся как за шариковую ручку 3 пальцами за металлический капсуль, вырез ручки пуансона - у большого пальца, а шляпка "грибочка" - в районе основания указательного пальца. Вы можете проверить себя, правильно ли вы держите его - другой рукой начните раскачивать в разные сторону металлический штырек с оттиском - в идеале ваша рука должна раскачиваться вместе с инструментом, быть как одно целое. Если пуансон шатается в вашей руке сам по себе, значит хват не вполне правильный. Сильно крепко, до дрожи в руках, держать пуансон тоже не нужно =)

После чего определяемся куда поставим пуансон, если у вашего штампа верх и низ имеют разную форму (например №6 "Лотос" или №11 "Полукруг с прорезями"), выставьте их направление правильно. Не бойтесь для этого поворачивать икону, вместо того чтоб искривляться вам над ней. Для того чтоб заранее разметить куда нужно поставить пуансон, чтоб все было ровно, мы пользуемся наметкой пуансон точка №0

После чего ставим пуансон под углом 90 градусов к позолоченной доске. После чего нижнюю часть, где латунный штырек со штампом мы не двигаем вообще, а верхней стороной, где ваша рука держит шляпку "грибка" мы описываем круг примерно 4-5см в диаметре, в зависимости от выбранного штампа. После чего, не отрывая штырек от доски аккуратно покачивающимися движениями продавливаем центр оттиска. Теперь можно поднять инструмент от доски и посмотреть результат. Если ваш оттиск продавлен неравномерно - значит вы описали не ровный круг, а эллипс или вообще полукруг. Если подойти к процессу аккуратно, можно еще раз поставить инструмент в место чеканки и продавить заново.

Сильно давить и делать большую амплитуду рукой не стоит, особенно если пуансон имеет острые углы (как например цветочек №13 и №14 и другие). Внимательно посмотрите на оттиск перед нанесением, чтоб понять, какие именно линии и фигуры будут продавливаться.

Сначала, если вы не уверены в правильности нанесения, мы рекомендуем попробовать поставить штамп на тонкий картон или газету. Когда результат вас удовлетворит, можно переходить к золоченой доске.

Как и в случае с чеканами описанным выше, если необходима полировка, то сначала ставим чеканы и пуансоны, а полируем уже сверху агатовыми зубками.

Некоторые замечания по нанесению отдельных пуансонов (подробнее о том где какие пуансоны наносятся вы можете прочитать в большой обзорной статье по пуансонам и чеканам, которые мы производим):

Пуансоны №1 и №2 наносятся без проблем, следите только за одинаковым размером точек.

Пуансоны №3 и №18 - не делайте слишком большую амплитуду, важно продавить центр. Хотя можно наоборот делать большую амплитуду специально, получится немного другой оттиск, тоже интересный. Не передавите, чтоб не прорвать до левкаса.

Пуансоны №4 и №5 - Важно равномерно продавить все стороны, не забудьте правильно выставить "север" оттиска перед нанесением, если вы забиваете ковчег. Не делайте большую амплитуду

№6 - тоже самое что и в предыдущем пункте, но тут еще и остренькие углы, не прорвите до левкаса

№7, №8, №9, №10, №12 - геометрические пуансоны. Тут нудно будет приложить немного больше усилия, так как площадь оттиска достаточно большая. Старайтесь углами не передавить сильно в каком-то одном направлении.

Пуансон №11 - выставьте сначала окончания полукруга, если делаете вокруг нимба или забивку фона "чешуей", а дальше легко прокатывайте по окружности.

Пуансоны №13 и №14 - цветочки. К ним относится все что говорилось выше, так же не забудьте  продавить центр, там есть красивая точка. Особенно обратите внимание на острые кончики лепестков, слишком большая амплитуда легко порвет золото до левкаса. Просто чуть меньше делайте размах кистью.

Пуансоны №15 и №16 - не передавите острый угол у треугольника. Вообще в забивке фона, в отличие от прочих пуансонов, важно не нанести очертания штампа (круг или треугольник не должны быть видны), так как вы делаете забивку друг на друга. Наносите покачиваниями в право-лево. Это же все относится и к пуансонам №17 и №19

Пуансоны №20 и 21 - прямоугольные кресты - в этом случае не водите по кругу, а лучше как раз крестообразно вверх-вниз, вправо-влево

Пуансоны №22 и №23 - в принципе все очень просто, возможно нужно жать чуть сильнее

Пуансоны № 24 и 26 - у них большая площадь соприкосновения и много мелких элементов в оттиске. Приловчитесь сначала на бумаге. Не забывайте хорошо продавить именно центр оттиска, там все самое интересное. Но и амплитуда должна быть нормальной.

Пуансон №25 "Веревочка" - наносится по линейке! Можно наносить с нахлестом друг на друга, можно последовательно. Не передавите в тонких сторонах прямоугольника, лучше наносить покачиваниями вправо-влево. Так же как и в забивке фона, нам не нужно очертание оттиска, только его рисунок.

В заключение хотим сказать - не бойтесь применять что-то новое на вашей работе, однако не безрассудно, а сначала потренируйтесь 3 минуты на чем-то менее ценном, типа картона - и ваша икона будет выглядеть очень нарядно и аккуратно с чеканкой.

О том как правильно вырезать орнамент и делать чеканку и разметку под нее мы очень хорошо и подробно рассказываем на наших уроках по резному золочению и чеканке.

 

Мы разрешаем копировать материалы данной статьи на любом ресурсе, однако просим всегда сохранять указание на изначальный источник публикации - //agat-zub.ru/stati-po-zolocheniyu/kak-chekanit-ikonu