Мастер-классы   +7 (977) 724-88-32  Наталья Пустыльник            https://agatzub.ru/          

      Инструменты  +7 (977) 724-88-32  Михаил Пустыльник                 Доставка почтой России

 agatzub@gmail.com                                                                                                  До 1 кг         350р

Мы в Контакте

Мы в Facebook

Мастер-классы (в Контакте)

Написать в WhatsApp

Как использовать пуансоны и чеканы на иконе

В этой статье мы коснемся 3 важных тем.

1) Отличие пуансонов от чеканов

2) Способы применения чеканов и пуансонов

3) В каких частях иконописной доски какие штампы применять

Итак, начнем с первой  темы.

Чем отличаются чеканы от пуансонов?

Скажу сразу, эта классификация чисто наша внутренняя, другие позолотчики могут все называть, например, чеканами или "давилками" или еще как-то иначе. Суть классификации -

Те инструменты, которые мы наносим с помощью молотка (бьем), мы называем чеканы. Те инструменты, которые мы выдавливаем рукой - пуансоны. Различие это достаточно серьезное. Когда вы бьете по инструменту, получается резкий удар металла об металл (стали об сусальное золото) и оттиск получается сразу же полированный, блестящий. Когда мы давим рукой - оттиск остается матовый.

Теперь поговорим о формах оттисков для чеканов и пуансонов. Для чеканов мы рекомендуем использовать только простые формы, а точнее даже только точку. Почему? Потому что при ударе молотка по чекану вы практически никогда не можете поставить чекан под 90 градусов в отношении доски и не чувствуете как ставится оттиск. Второй раз ударить по тому же месту уже не представляется возможным, а если и получится, вид будет далеко не аккуратный. Поэтому если вы хотите ставить именно фигурные оттиски, мы рекомендуем вам использовать пуансоны и давить их только рукой.

К пуансонам мы делаем удобную ручку "грибок", где есть даже срез для большого пальца, поэтому когда вы будете продавливать штамп рукой, вы сможете чувствовать, где и как продавлен вами рисунок и при необходимости додавить в нужном месте еще, все это будет смотреться аккуратно. Но оттиск такого рода получается матовый, поэтому сверху мы после завершения чеканки полируем агатовым зубком, чаще всего это агат №5 "меч" или агат №6 "нож". Как правильно ставить фигурные пуансоны мы рассматриваем в другой нашей статье. 

Конечно под заказ мы можем сделать для вас и чеканы тех же фигурных оттисков, что и пуансоны, но за удобство их использования вами мы не ручаемся (почему? смотреть выше), хотя качество штампа будет точно такое же. 

От силы удара молотка (кстати мы продаем очень удобный молоток для чеканки, вес которого составляет около 100гр, что достаточно для того, чтоб сделать правильного размера оттиск, но при этом рука не устает даже при долгой работе) по чекану зависит размер оставляемой им "жемчужинки" - круглого блестящего оттиска. Поэтому одним и тем же чеканом, например чеканом №1 можно сделать около 5 разного размера "жемчужинок". Всего чеканов у нас 3 разных размера - №1 (2,3мм стержень) для икон примерно до 21*28см, №2 (4,7мм стержень) для икон от 21*28 до 40*50см и №3 (6,2мм стержень) для икон бóльших размеров, в том числе и храмовых. Разделение конечно достаточно условное, лучше подбирать размер исходя из размера\масштаба орнамента. 

Фигурные пуансоны, всего у нас их 26 разных штук, так же бывают разных размеров. Например Пуансоны №1 и №2 это инструменты для очень популярного оттиска для забивки ковчега "Три точки" выполненные в 2х разных размерах, для иконы поменьше и побольше. Подробнее о том, где какие пуансоны применяются мы поговорим ниже. Некоторые пуансоны есть только в одном размере. Размеры оттисков от 3,2мм до 5мм. Делать пуансоны более 5мм в диаметре вполне возможно, даже проще для мастера, но вот продавливать их вручную на левкасе тяжело даже достаточно сильной руке. 

Отдельно стоит "Пуансон точка №0". Отличается от чекана точки тем, что меньше диаметром и ставится вручную. Им можно делать как забивку фона в греческом стиле (про забивку фона можно прочитать тут), так и делать наметку-разметку для проставления фигурных пуансонов, например в ковчеге. Как это делать правильно мы рассказываем на наших мастер-классах по золочению

Итак резюмируем: если нужно сделать простую быструю незатейливую чеканку "жемчужинками" - берем чекан нужного размера и с помощью молотка чеканим например по окружности нимба (как можно выполнять чеканку лучше прочесть в этой статье) . Если же нужно сделать более интересный узор с разнообразными фигурными штампами, как это делали мастера старой России, лучше воспользоваться специально скопированными нами с их работ (по мере возможности) фигурными пуансонами, которые делают аккуратную и вдумчивую чеканку. О том как раньше чеканили в России можно прочитать в этой статье. А научиться резной позолоте и чеканке можно на наших уроках по золочению, в частности на мастер-классе по "Резной позолоте и чеканке"

Для использования фигурных пуансонов мы рекомендуем использовать правильный левкас, обладающий достаточной, но не избыточной пластичностью. Почитать, какой именно левкас мы рекомендуем для полиментной позолоты и чеканки можно тут. А скачать рецепт левкаса и изготовить самостоятельно - вот в этой статье. 

Где купить чеканы и пуансоны? Например у нас agat-zub.ru/katalog

И последний вопрос - Где какие оттиски применяются.

В первую очередь хотим сказать  3 важных момента.

1) Не перегрузите чеканкой орнамент. Иногда лучше остановиться вовремя и если чувствуется что нужно еще - тогда уже продолжить

2) К каждому стилю иконописания подходит свой вариант орнамента и чеканки. Про это мы подробно говорим на наших итоговых уроках по "Разработке и комбинированию орнамента", но человек обладающий художественной насмотренностью поймет что и где нужно и можно/

3) Все написанное ниже - именно наш опыт. Нередко наши ученики удивляют нас (в хорошем смысле слова) очень интересными вариантами сочетания нескольких пуансонов  или интересным вариантом применения. Поэтому не бойтесь экспериментировать (разумнее сначала сделать это на бумаге с распечатанной прорисью, после чего переносить на образ).

Итак, начнем.

Начнем с чеканов. Чеканы, как уже говорилось выше, оставляют полированные вогнутые круглые поверхности, иными словами "жемчужинки". Их можно, при простейшей чеканке, просто пустить по кругу опуши нимба или внутри него. Это самый распространенный вариант чеканки. Кроме этого варианта, чеканятся точки еще в различных соцветиях на растительном орнаменте, внутри геометрических фигур на ковчеге и других местах. В зависимости от силы удара вы можете делать точки разного размера и например чередовать их.

Теперь пуансоны. Так как фигурных пуансонов у нас целых 26 штук, этот список будет достаточно длинным, однако к этой статье будет полезно возвращаться вновь и вновь, при разработке украшения вашей иконы. Посмотреть оттиски любых фигурных пуансонов можно на нашем сайте в разделе Фигурные пуансоны для золотой резьбы 

Пуансоны №1 и №2 "Три точки" разных размеров - Забивка ковчега, сборка из нескольких пуансонов в окружности нимба.

Пуансоны №3 и №18 - "Ромашка" разных размеров - Используется в забивке лузги, самостоятельно вокруг нимба или в сочетании с пуансоном №11 "Аркой" тоже вокруг нимба, 

Пуансоны №4 и №5 - "Лилия (Флер-де-лис)" разных размеров - Используется в забивке фона ковчега, в комбинации с различным растительным орнаментом, иногда в комбинации с другими пуансонами. Хорошо подходит для более позднего письма.

Пуансон №6 "Лотос (или Кустик)" - для забивки фона ковчега, в комбинации с различным растительным орнаментом, в сборке чеканки из нескольких пуансонов вокруг нимба. Очень популярный пуансон.

Пуансоны №7, №8, №9, №10 - Геометрические фигуры. Самые недооцененные. Не смотря на свою простоту очень востребованы для икон большого, храмового размера. Так как сделать чекан 15мм невозможно (точнее сделать то легко, а вот продавить на левкасе - нереально), то их этих геометрических фигур, особенно вытянутых ромбов №7 и №8 и капли №9 делают например большие цветочки, особенно интересно смотрятся они внутри прорези цировкой, так как благодаря большой площади "ломают" плоскость и получается место с разным преломлением света, как при огранке драгоценного камня. Отлично подходят для геометрических орнаментов и забивки внутри геометрического фона ковчега, особенно ромбы №8 и №10 

Пуансон №11 - "Полукруг с насечками" - очень интересный штамп. Используется как вокруг нимба (можно в сочетании с пуансоном №3 или пуансоном точкой), так и в забивке ковчега "чешуей", как это делали старые мастера в России. Подробно про это можно прочитать и посмотреть в этой статье. 

Пуансон №12 "Шестиконечная звезда" - Отчасти используется как геометрический пуансон (см. описание №7,8,9,10), отчасти как самостоятельный. Как самостоятельный используется в лузге, вокруг нимба, особенно в Богородичных иконах,  и на полях в сочетании с орнаментом.

Пуансоны №13 и №14 "Цветочек" разных размеров - Самый популярный наш пуансон. Как и №3 и №18, они применяются вокруг нимба, в лузге, в сочетании с орнаментом.

Пуансоны №15, №16, №17 и №19 "Забивки фона" разных форм и размеров - очень подробно про эти замечательные пуансоны мы написали вообще в отдельной статье про забивки фона в иконе. Самые "старорусские" из наших пуансонов (ну еще и номер 3 и номер 18 очень древние).

Пуансоны №20 и №21 - "Кресты" разных размеров. Используются в более строгих, аскетичных, часто мужских образах. В ковчеге, геометрических элементах орнамента.

Пуансон №22 "Крест трилистник с точками" - один из самых популярных наших пуансонов. С одной стороны это крест и может использоваться там же где и №20 и №21, с другой стороны не такой строгий, поэтому стилистически подойдет наверное практически к каждому изображению и орнаменту.

Пуансон №23 - "Крест остроугольный" - крест чуть большего размера чем №22, с чуть большим уклоном в геометрию, чуть более строгий. Для тех иконописцев, которым №22 показался слишком "миленьким". Хорошо подходит особенно к русским орнаментам.

Пуансон №24 "Пальметта" - непростой в нанесении (за счет большой площади выдавливания), но очень эффектный пуансон. Используется для ковчега и нимба. Можно сделать своего рода "чешую", как у пуансона №11, ставя рядышком друг с другом. Неплохо подойдет в орнаменты.

Пуансон №25 "Веревочка" - один из самых интересных пуансонов. В чем то похож на забивку фона (о них и о "Веревочке" мы много писали в этой статье), ставится друг за дружкой (можно и с нахлестом) по линеечке. В итоге делает очень нарядную "Веревочку" обрамляя орнамент. Часто используем в компановке орнамента на наших итоговых уроках по "Разработке и комбинированию орнамента".

Пуансон №26 "Цветок 6 лепестков" - как и пуансон №24 не так легок в продавливании, но делает достаточно большой цветочек с неострыми краями (для кого это важно по стилистике орнамента). Один из самых популярных. Используется чаще с Богородичными и другими женскими образами в орнаменте или самостоятельно. 

И последние пуансоны -уже не фигурные - это пуансоны Круги 3мм, 4мм и 5мм в диаметре, пуансоны для эмали. Про них подробно мы поговорим в этой статье.

 

Мы разрешаем копировать материалы данной статьи на любом ресурсе, однако просим всегда сохранять указание на изначальный источник публикации - //agat-zub.ru/stati-po-zolocheniyu/kak-ispolzovat-puansony-i-chekany-na-ikone