Как сделать икону с орнаментом на золоте
Для украшения иконы часто применяется сусальное золото, которое может быть отполированным либо нет, все зависит от иконописного стиля иконы. Подробнее о стилях позолоты и их сочетании с иконописными изображениями вы можете прочитать в этой статье.
Помимо простого нанесения золота в русской иконописной школе (да и во многих других) применяется нанесение на иконописную доску всевозможных орнаментов. Сделать это можно двумя способами. Первый подойдет для начинающих иконописцев-позолотчиков, а также при выборе сложного или геометрического орнамента. Этот способ подразумевает предварительную резьбу специальными инструментами – их называют цировки либо графьи (об этих инструментах у нас есть отдельная статья) – на левкасе, после чего наносится полимент и сверху золото. После нанесения полимента и золота орнамент может немного «утонуть», перестать быть настолько отчетливым как до этого. Его можно оставить как есть, но лучше углубить, уточнить орнамент поверх золота с помощью агатовых зубков специальных форм. Мы рекомендуем использовать для этого агатовые зубки нашего производства №3, №5 либо №6 (посмотреть и приобрести их вы можете в нашем каталоге на сайте). О том как выбрать правильную форму агатового зубка для вашего вида золочения можно прочитать в этой статье.
Фото из Facebook Наталья Пустыльник
Другой способ вырезания орнамента подходит для несложных растительных орнаментов и только для опытных позолотчиков. Здесь агатовыми зубками (опять же формы №3, №5 и №6) через подготовленный распечатанный на бумаге или кальке орнамент переводится непосредственно сверху на золото (сначала обводятся контуры с помощью шариковой ручки, а после наводятся агатами). Этот способ широко распространен в Румынии и некоторых других восточноевропейских странах.
Фото из Facebook Nicolaev Miruna
Третий способ нанесения орнамента – резьба по левкасу с помощью специальных штихелей. Для это необходимо взять очень толстый левкас (2 и более миллиметра толщиной) и заранее переведя рисунок вырезать его. Этот способ очень трудоемкий, но позволяет сделать очень глубокую резьбу (которая кстати подходит не для всех стилей иконописания по стилю). Такой орнамент необходимо золотить только на мордан, так как тогда расход золота будет самый оптимальный. Помимо штихелей могут применяться различные инструменты для чеканки сразу по левкасу (они существенно отличаются от наших инструментов, предназначенных только для работы сверху по золоту!).
Скриншот из видео Facebook Елена Конек
Для большинства работ подходит первый способ, так как при его использовании у вас всегда есть право на ошибку и возможность эту ошибку исправить. Этому способу мы так же обучаем на наших мастер-классах по золочению (подробнее прочитать про них и записаться вы можете тут).
Итак, рассмотрим первый способ, как самый подходящий для начинающих позолотчиков.
Вначале мы должны выбрать орнамент и скомпоновать его на иконописной доске. Можно использовать уже готовые элементы, компонуя их в разных сочетаниях, выбирая отдельно орнамент для полей, углов, нимба и ковчега иконописной доски. Рекомендуем обратить внимание на сборники орнаментов арабского стиля, а также на уже готовые работы признанных мастеров иконописи. Кроме того, разбору этой темы посвящен наш новый двух урок, завершающий процесс обучения для наших учеников - "Разработка и комбинирование орнамента". Подробнее - в разделе Мастер-классы.
Для самого начала можно воспользоваться уже готовыми орнаментами, которые доступны бесплатно всем желающим на нашем сайте в разделе Орнаменты .
Орнамент перевели, отрисовали и подправили некоторые элементы, соединяя их в цельную картину и доводя некоторые «завитушки» до логичного конца. Делать это удобно с помощью обычного автоматического карандаша. Подробнее о том, как перевести орнамент на иконописную доску можно прочитать в этой статье.
Дальше идет этап вырезания орнамента цировкой (графьей). Про это у нас тоже есть отдельная статья, поэтому лучше прочитать ее, там все описано подробно.
Когда орнамент вырезан, мы переходим к следующему этапу – нанесению подготовленного полимента с клеем (о том сколько и какого клея добавлять в полимент можно прочитать тут). Так как эта статья является обзорной, а тема обширной, мы так же выделили ее в отдельную статью о нанесении полимента.
После чего идет непосредственно золочение. Когда мы положили золото и притамповали его ватным диском, мы увидим, как проявился наш орнамент на золоте. Однако, зачастую, будут видны лишь тонкие линии. Иногда этого достаточно, но чаще всего позолотчик хочет расширить и углубить орнамент. Тут ему на помощь приходят агатовые зубки специальных форм (мы делаем зубки специально для иконописцев, поэтому у нас нет лишних и ненужных форм агатов, каждый имеет свое предназначение, а зачастую их можно использовать и в нескольких разных операциях. О том, как выбрать агатовый зубок можно прочитать в этой статье). Для прорези орнамента по золоту мы рекомендуем использовать зубки №3, №5 или №6. Вести агатовый зубок по золоту следует не медленно и тщательно, а с некоторым дерзновением, стараясь делать за одно движение один элемент орнамента. Если вести зубочек «со тщанием», то вместо идеального результата мы получим неровную и прерывистую линию. Если наш орнамент еще и геометрический, то обязательно нужно использовать пластиковую линейку.
Когда орнамент прорезан, наступает время полировки. Для выборочной полировки в русском стиле (о том какие стили позолоты и полировки существуют, можно узнать в этой статье). Для полировки внутри различных элементов нужно воспользоваться агатами №1 либо №7 в зависимости от размеров вашего орнамента. Полировка должна проводиться с небольшим нажатием, так как при сильном нажатии вы не отполируете золото быстрее, а лишь сделаете некрасивые штрихи, как в детской раскраске.
Когда мы отполировали нужные нам места в орнаменте (например, лозу и листики в растительном орнаменте) можно начать чеканить. Это очень увлекательный процесс, однако стоит проявить выдержку и не «перечеканить» поверхность иконы, чтобы это не смотрелось аляповато. Чеканка производится с помощью чеканов (они выполнены в форме точек различных диаметров, для разных размеров иконных досок) и молотка, после чего наступает время фигурных пуансонов. Это такие фигурные штампы с размерами от 3 до 5мм (мельче не получится сделать их технически, а крупнее 5мм очень тяжело наносить рукой). Пуансоны имеют удобную деревянную ручку давятся только с помощью руки. Это позволяет нанести оттиск полностью и контролировать весь процесс. Если же наносить фигурный штамп молотком, то при смещении даже на 0,5 градуса по отношению к поверхности, мы получим только половину оттиска. Рукой же мы давим круговыми вращениями и таких ошибок легко избегать (а если они получились – легко исправить).
Чеканы и пуансоны мы производим сами (посмотреть и выбрать их вы можете в нашем каталоге), беря за основу оттиски, использовавшиеся старыми позолотчиками на их бессмертных шедеврах, посмотреть которые теперь можно в Оружейной палате и других собраниях старинных русских икон.
После чего наступает время непосредственно иконописания, чему вас могут научить другие мастера своего дела. Например мы с полной уверенностью можем рекомендовать вам в качестве учителя иконописи мастера Алену Емельянову, посмотреть ее работы и связаться можно, например в ее Instagram @icon.painter
Мы же учим непосредственно позолоте и чеканке иконописных досок (почему не стоит изучать полиментное золочение дистанционно мы написали отдельный текст). Наши мастер-классы проходят регулярно в выходные в Москве, несколько раз в год в Санкт-Петербурге, а также в других странах. Посмотреть программу обучения можно тут, а уточнить подробности и записаться на уроки по позолоте вы можете по номеру телефона +7(977) 724-88-32
Кстати о том, как мы покрываем иконы с позолотой вы можете узнать в этой статье.
Мы разрешаем копировать материалы данной статьи на любом ресурсе, однако просим всегда сохранять указание на изначальный источник публикации - //agat-zub.ru/stati-po-zolocheniyu/kak-sdelat-ikonu-s-ornamentom-na-zolote