Мастер-классы   +7 (977) 724-88-32  Наталья Пустыльник            https://agatzub.ru/          

      Инструменты  +7 (977) 724-88-32  Михаил Пустыльник                 Доставка почтой России

 agatzub@gmail.com                                                                                                  До 1 кг        от 350р

Мы в Контакте

Мы в Facebook

Мастер-классы (в Контакте)

Написать в WhatsApp

Стили золочения и украшения икон

В этой статье мы хотим коротко рассказать какие стили золочения и украшения икон мы встречали в нашей учебе и практике. (На все фото можно нажимать чтоб увеличить и рассмотреть их получше)

Золочение можно условно разделить на 3 стиля. 

Первый, характеризуется позолотой простой, мало наполированной, чаще всего специально оставленной матовой. Чаще всего ее можно встретить на иконах, написанных в древнерусском стиле, где из-за строгости и некоторой «постности» канона написания используется такое же «строгое» золочение – без орнаментов и полировки. Чаще всего такое золочение делается на мордан, так как этот способ достаточно прост в применении. А раз полировка и украшения не требуется, то зачем усложнять работу используя более сложную технику полиментной позолоты? Однако те, кто привык работать на полимент, так же может применить эту технику для работы в таком строгом стиле. Для того чтоб сделать позолоту матовой достаточно просто не полировать поверхность иконы. Однако, если вдруг есть необходимость сделать «суперматовую» позолоту, можно прибегнуть к такой хитрости. Если в обычном процессе позолоты на полимент мы полируем до блеска последний слой специальной губкой для полимента (посмотреть ее и купить можно на нашем сайте в разделе Материалы для золочения), то тут полируется предпоследний слой полимента, а потом идеально ровно наносится еще один слой без полировки. Золото в таком случае ложится очень матово, почти бархатно. Так же к такому способу можно прибегнуть, если вам хочется сделать сильный контраст между отполированным и матовым золотом. Однако, из-за того, что золотой лист в таком случае нельзя полировать даже ватным диском, есть некоторая сложность для начинающих позолотчиков в том, чтоб положить золото без стыков. Но, все приходит с практикой.

Матовая позолота, как один из стилей позолоты икон. 

Следующий вид золочения мы называем «греческим». Он является полной противоположностью предыдущему – здесь задача максимально отполировать золото, которое потом будет выглядеть как стекло, кто-то еще называет это «самоварным» золочением. Такой стиль будет логично смотреться с изображением, написанным в византийском стиле письма с использованием ярких пигментов и цветовых сочетаний. Так же, как и предыдущий, этот стиль часто характеризуется отсутствием орнамента и чеканки. Сделать его не так сложно, как кажется на первый взгляд. Весь секрет в большом количестве слоев полимента, правильной подборке пропорции клея к вашему левкасу (об этом подробно можно прочитать в этой статье, а научиться можно на наших мастер-классах по золочению в Москве, подробней о них можно прочитать тут) и сильной полировке агатовым зубком. Специально для тех, кто хочет легко отполировать золото до зеркального блеска, мы изготавливаем специальный зубок-лопатку №12 (посмотреть его и купить можно по этой ссылке). Слоев полимента должно быть не менее 25. Ну и много-много терпения в полировке.

Пример полировки в "греческом стиле"

из Facebook Nicolaev Miruna

Третий стиль золочения мы называем «русским». Это самый интересный, с нашей точки зрения, стиль золочения как по результату, так и процессу изготовления. Он характеризуется использованием различных по стилю орнаментов (подробнее об орнаментах можно прочитать в нашей статье) и выборочной полировкой отдельных элементов – завитушек, лозы, цветочков либо, при выборе геометрического орнамента, отдельных линий. Так же широко применяется чеканка с помощью чеканов и пуансонов (подробнее об этих инструментах можно прочитать здесь) и используется заливка холодной ювелирной эмали (узнать про нее можно тут). Такой стиль позолоты используется преимущественно для русской иконописи 17-19 веков, так же ее можно применять и для современных иконописных изводов, греческого и другого этнического стиля в иконописании.

Пример позолоты в "русском стиле"

Этот стиль самый сложный, однако позволяет богато украсить икону. Однако здесь стоит держаться стиля украшения орнамента, чтобы не «переукрасить» икону, чтобы изображение и позолота смотрелись вместе органично. На наших мастер-классах мы обучаем этому, сложному и интересному виду стилю золочения, однако, если есть необходимость, после прохождения обучения у нас, можно, упростив некоторые действия, сделать позолоту в любом из вышеперечисленных вариантах. На мастер-классах, которые по факту на самом деле являются очень интенсивными уроками по золочению, мы вместе с учениками учимся находить правильную пропорцию клея к левкасу, разводить и наносить полимент правильно, без полос и залипов (о том какие бывают ошибки в золочении мы подробно описали в этой статье), класть золото В ОДИН слой, а также пользоваться разнообразными инструментами для украшения позолоты, которые, к слову, мы сами изготавливаем для вас.

Прочитать о программе проведения мастер-классов по золочению вы можете здесь, а записаться можно по телефону +7(977) 724-88-32 либо написав нам в BКонтакте, либо другим удобным вам способом.

 

Мы разрешаем копировать материалы данной статьи на любом ресурсе, однако просим всегда сохранять указание на изначальный источник публикации - //agat-zub.ru/stati-po-zolocheniyu/stili-zolocheniya-i-ukrasheniya-ikon