Мастер-классы   +7 (977) 724-88-32  Наталья Пустыльник            https://agatzub.ru/          

      Инструменты  +7 (977) 724-88-32  Михаил Пустыльник                 Доставка почтой России

 agatzub@gmail.com                                                                                                  До 1 кг        от 350р

Мы в Контакте

Мы в Facebook

Мастер-классы (в Контакте)

Написать в WhatsApp

Пуансоны "забивка фона". Какой лучше круглый или треугольный?

Что такое забивка фона? Какой пуансон выбрать для реставрации старинных работ?

Позолотчики в России в предшествующие революции века постепенно вырабатывали свой стиль украшения икон и иконной позолоты. Так стало возможным выделить несколько стилей позолоты, про которые мы подробно написали в этой статье "Стили позолоты и украшения икон" . В текущей статье мы хотим остановиться на уже конкретной практической задаче, которая нередко стоит перед иконописцами и реставраторами, которые хотят скопировать или восстановить работы позолотчиков икон 18-19 веков. Это так называемая "забивка фона", когда с помощью агатов или специальных инструментов делалась штриховка или забивка с помощью специальных пуансонов.

Элемент фона иконы из храма с. Спас-Заулок, МО. На данном образце золото практически ушло в тех местах где не было прочеканено сверху, полимент тоже едва сохранился. Хорошо видны разные стили забивки фона "гвоздик" (здесь мы используем фигурные пуансоны №№15,16 треугольники и 17,19 круги), штриховка крупная (прорезь) и мелкая (царапки) (и то и другое выполняем агатовым зубком или №3 или №5 или №6 по выбору. ), разница в силе и характере нажатия ), а так же завитушки "улитки" забитые своим собственным пуансоном из нескольких точечек. Нажав на фото можно рассмотреть его ближе.

Это, наверное, классический вариант исполнения чеканки по левкасу 18-19 веков.

Другой ценный для изучения нами вариант с уже сохранившимся золотом, из музея.

Элемент иконы Богоматери из Владимирского музея. Если нажать на фото и увеличить, можно хорошо рассмотреть забивку "гвоздик" здесь мы используем фигурные пуансоны №№15,16 треугольники и 17,19 круги), забивку точками внутри нимба (мы выполняем ее вот таким инструментом - пуансоном точкой), забивка "крестиком" вокруг нимба, "рыбья чешуя" по фону (мы выполняем ее фигурным пуансоном №11) и штриховка фона царапками агатом (мы используем для этого агатовый зубок или №3 или №5 или №6 по выбору. )

Также икона из музейной коллекции

Очень интересный образец исполнения чеканки на иконе. Фон размечен геометрически (о том как правильно наносить орнамент в том числе и геометрический, мы описали в этой статье), внутри квадратиков проставлен пуансон "ромашка" (фигурные пуансоны №3 и №18 из нашей коллекции). Сами геометрические полоски сверху прочеканены пуансоном близким к нашему №25 - "Веревочка". Вдоль орнамента по полям высталены точки (мы выполняем их вот таким инструментом - пуансоном точкой ), но не забивкой, а вдоль линий прорези. В самом верху иконописной доски у Спасителя выполнена прорезь-штриховка агатом уже поверх золота. Нимбы у святых выполнены геометрическими лучами. Этому и многому другому мы обучаем на нашем уроке по резьбе и чеканке по золоту. 

Фрагмент иконы святого из рижского храма Благовещения. Наверное один из самых встречающихся орнаментов на иконе. Забито все пуансонами сделанным скорее всего в виде палочки и полукруга с прорезями-зубцами, по типу верха крепостных башен; так же есть штриховка агатом. Обратите внимание, поля иконы залиты масляной краской, она отшелушивается  (о том почему так делать нельзя, и каким образом можно залить поля - мы описали в этой статье. )

Так же часто встречающийся вариант орнамента (раньше мастера не слишком усердствовали в разработке новых орнаментов для икон "повседневного обихода" в храмах, поэтому действительно интересные варианты авторского орнамента можно встретить чаще всего в музеях и частных коллекциях, в храмах же чаще можно встретить 3-5 повторяющихся паттерна. Мы же взяли на себя дерзновение и труд обучать учеников на наших итоговых уроках по "Разработке и комбинированию орнамента", завершающих курс золочения разработке новых, интересных, гармоничных орнаментов, не отходя при этом от классического русского стиля. Подробнее об наших уроках можно прочитать тут. А для тех кто только познает азы позолоты на полимент, у нас есть базовый урок по резной позолоте и чеканке, где мы будем учиться как правильно вырезать орнамент, чтоб в местах прорезей, например, не было дырок и как правильно и аккуратно чеканить узоры на иконе. А готовые орнаменты можно брать пока что на нашем сайте в разделе Орнаменты

Таким образом рассмотрев несколько хороших образов икон выполненных в русском стиле с чеканкой, мы можем увидеть следующих виды популярной в этом стиле "забивки фона".

Забивка "гвоздиком" - мы используем для этого вида забивки 4 пуансона №15, №16, №17 И №19. Первые два 15 и 16 - в форме треугольников разных размеров - ими мы удобно подлазим под острые углы различных завитушек и прочих сложных элементов. Номера пуансонов 17 и 19 - круги разных размеров -используются для забивки по большой поверхности фона. Обычно их комбинируют, треугольник и круг. Ставить эти забивки нужно одну на другую, можно и с нахлестом. Разные размеры штампов - для разных размеров орнамента, иметь все 4 сразу не обязательно.

Забивка "точками". Иногда мы ее называем и "греческой" забивкой фона, так как во многих византийских музеях Греции если и была какая-то чеканка, то только точками. Со временем конечно под влиянием Возрождения  и итальянцев чеканка стала более пышной, со сложными узорами, но и иконопись сама часто менялась от классической Византии в западную сторону. Ставим мы такую точку специальным Пуансоном точкой №0, в целом это вообще достаточно универсальный инструмент, как им разнообразно работать мы показываем на наших мастер-классах

Штриховка фона крупная (прорези) и мелкая (царапки) - ее мы производим с помощью агатов №3 или №5 или №6 по выбору . В зависимости от силы и характера давления можно получить совершенно разный интересный результат.

"Веревочка" - полоска с диагональными надсечками, из нее можно под линеечку сделать длинную линию-"веревочку" . "Веревочки" в целом дело авторское, и наверное относится к последнему пункту нашего обзора, но тем не менее мы подготовили "веревочку" в своем понимании и выражении. Посмотреть ее можно вот тут Пуансон №25 . Как и пуансоны забивки фона, "Веревочка" пользуется у нас популярностью особенно среди реставраторов. 

Прочие авторские штампы пуансонов. Каждый мастер позолотчик нередко делал себе инструмент самостоятельно и никому своих секретов не выдавал. Даже сейчас, мастера в таких крупных центрах российского позолотного мастерства как Палех, Холуй, Рыбинск и других прячут друг от друга секреты и не выдают их никому, кроме как внутри своей семьи. Поэтому так сложно восстановить пуансоны, штампы старых мастеров, ведь в основном они не оставили после себя никаких инструментов для широких масс.

Инструменты и молоток для чеканки. В первую очередь это конечно для басмы, но возможно чем-то подобным работали и по иконной доске. 

Иногда в музеях можно встретить что-то интересное из инструментов для обзора, иногда что-то мы стараемся скопировать или творчески переработать с музейных или храмовых икон, что-то придумываем самостоятельно. Наше собрание всевозможных пуансонов на данный момент состоит из 26 различных штампов, посмотреть их можно тут. Более подробно про каждый штамп и примерное место его применения можно будет прочитать в этой статье, ведь текущая в первую очередь про "забивки фона". Мы постоянно стараемся добавить что-то новое в нашу коллекцию и сделать доступным для других иконописцев-позолотчиков. Все наши пуансоны - абсолютно все понятно где и как применять, каждый из них разработан не по принципу "О, классный узор, надо сделать!", а для каждого мы сначала находим применение в узоре и рисунке.

 

Мы разрешаем копировать материалы данной статьи на любом ресурсе, однако просим всегда сохранять указание на изначальный источник публикации - //agat-zub.ru/stati-po-zolocheniyu/puansony-zabivka-fona-kakoy-luchshe-kruglyy-ili-treugolnyy